Принципы и направления правозащитной деятельности Русской Православной Церкви
1.
С древних времен и до сего дня Православная Церковь печалется перед
властью за людей несправедливо осужденных, униженных, обездоленных,
подвергаемых эксплуатации. Милосердное ходатайство Церкви
распространяется и на тех, кто несет справедливую кару за преступления.
Церковь также многократно призывала остановить насилие и смягчить
нравы, когда разгорались конфликты, в ходе которых попирались права
человека на жизнь, здоровье, свободу и достояние. Наконец, в годы
богоборческих гонений православные иерархи, священнослужители и миряне
обращались к власти и обществу, защищая свободу исповедания веры,
отстаивая право на широкое участие религиозных общин в жизни народа.
2.
Точно так же и сегодня мы призваны ревностно - не только на словах, но
и на деле - заботиться о сохранении прав и достоинства человека. При
этом мы сознаем, что в современном мире права человека подчас
нарушаются, а его достоинство попирается не только государственной
властью, но и транснациональными структурами, субъектами экономики,
псевдорелигиозными группами, террористическими и иными преступными
сообществами. Все чаще достоинство и права человека приходится
ограждать от разрушительной информационной агрессии.
Для наших правозащитных трудов ныне следует особо выделить следующие области:
-
отстаивание права людей на свободное исповедание веры, на совершение
молитвы и богослужения, на сохранение духовно-культурных традиций, на
следование религиозным принципам как в частной жизни, так и в сфере
общественного действия;
- противостояние преступлениям на почве национальной и религиозной вражды;
- охрана личности от произвола лиц, облеченных властью, и работодателей, а также от насилия и унижения в семье и коллективе;
-
защита жизни, свободного выбора и достояния людей в ходе
межнациональных, политических, экономических и социальных конфликтов;
- пастырское попечение о воинах, о сохранении их прав и достоинства в условиях боевых действий и несения службы в мирное время;
-
забота об уважении достоинства и прав людей, находящихся в социальных
учреждениях и местах заключения, с сугубым вниманием к положению
инвалидов, сирот, престарелых и других беспомощных людей;
- защита прав наций и этнических групп на их религию, язык и культуру;
- попечение о тех, чьи права, свобода и здоровье страдают из-за действий деструктивных сект;
- поддержка семьи в ее традиционном понимании, отцовства, материнства и детства;
- противодействие вовлечению людей в коррупцию и другие виды преступности, а также в проституцию, наркоманию, игроманию;
- забота о справедливом экономическом и социальном устройстве общества;
-
недопущение тотального контроля над человеческой личностью, над ее
мировоззренческим выбором и частной жизнью через использование
современных технологий и политических манипуляций;
- воспитание уважения к законности, распространение положительного опыта реализации и защиты прав человека;
-
экспертиза правовых актов, законодательных инициатив и действий органов
власти с целью предотвращения попрания прав и достоинства человека,
ухудшения нравственной ситуации в обществе;
-
участие в общественном контроле за исполнением законодательства, в
частности, регулирующего церковно-государственные отношения, а также за
исполнением справедливых судебных решений.
3.
Правозащитная деятельность чад Русской Православной Церкви может
вестись как на общецерковном уровне, с благословения Священноначалия,
так и на уровне созданных мирянами общественных объединений, многие из
которых уже сейчас успешно работают в правозащитной сфере. В своей
деятельности, направленной на защиту прав и достоинства человека,
Церковь стремится взаимодействовать с государством и общественными
силами. Выбирая партнеров в обществе, Церковь памятует слова Христа
Спасителя, сказанные Им апостолам: «Кто не против вас, тот за вас» (Мк.
9, 40).
4. Основываясь на церковном учении о
достоинстве, свободе и правах человека, христиане призваны осуществлять
нравственно ориентированное социальное действие. Оно может проявляться
в самых разных формах - например, в свидетельстве перед лицом власти, в
интеллектуальных разработках, в проведении кампаний в защиту тех или
иных категорий людей и их прав. Не стремясь к революционному
переустройству мира и признавая права других общественных групп на
участие в общественных преобразованиях на основании их
мировоззренческого выбора, православные христиане оставляют и за собой
право на участие в таком устроении общественной жизни, которое бы не
противоречило их вере и нравственным принципам. Эти же принципы Русская
Православная Церковь готова отстаивать в диалоге с мировым сообществом
и в сотрудничестве с верующими других традиционных конфессий и религий.