Свобода выбора и свобода от зла
1.
В зависимости от самоопределения свободной личности образ Божий в
человеке может помрачаться или проявляться с большей силой. При этом
природное достоинство становится все более явным в жизни отдельной
личности или изглаживается в ней грехом. Результат напрямую зависит от
самоопределения личности.
Свобода есть одно из проявлений образа Божия в человеческой природе. По словам святого Григория Нисского, «человек стал боговидным и блаженным, будучи почтен свободой (αὐτεξουσίῳ)»
(«Слово об усопших»). На этом основании в своей пастырской и
духовнической практике Церковь бережно относится к внутреннему миру
человека и его свободе выбора. Подчинение воли человека с помощью
манипуляций или насилия некоему внешнему авторитету рассматривается как
нарушение порядка, установленного Богом.
В то же
время свобода выбора не есть абсолютная и конечная ценность. Она
поставлена Богом на службу человеческому благу. Осуществляя ее, человек
не должен причинять зла самому себе и окружающим. Однако, в силу власти
греха, свойственного падшей человеческой природе, никакое человеческое
усилие недостаточно для достижения подлинного блага. На своем примере
святой апостол Павел свидетельствует о том, что свойственно каждому
человеку: «Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7, 15-16). Следовательно,
человеку не обойтись без помощи Бога и тесного соработничества с Ним,
так как только Он является источником всякого блага.
Отвергнув
Бога и опираясь только на себя, первые люди попали под власть
разрушительных сил зла и смерти и передали эту зависимость своим
потомкам. Злоупотребив свободой выбора, человек утратил другую свободу (ἐλευθερία) - свободу жизни в добре, которую он имел в первозданном состоянии. Эту свободу человеку возвращает Господь Иисус Христос: «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны (ἐλεύθεροι) будете»
(Ин. 8, 36). Обретение свободы от греха невозможно без таинственного
соединения человека с преображенной природой Христа, которое происходит
в Таинстве Крещения (Рим. 6, 3-6; Кол. 3, 10) и укрепляется через жизнь
в Церкви - Теле Христовом (Кол. 1, 24).
Священное Писание говорит и о необходимости собственных усилий человека для освобождения от греха: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства»
(Гал. 5, 1). О том же свидетельствует практический опыт великого сонма
святых мужей и жен, подвизавшихся духовным подвигом и подтвердивших
возможность преображения жизни каждого человека. Однако плоды духовных
усилий человека в полноте проявятся только во всеобщем воскресении,
когда «уничиженное тело наше» сообразуется «славному телу Его» (Флп. 3, 21).
2. Господь Иисус Христос говорит: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными... всякий, делающий грех, есть раб греха»
(Ин. 8, 32,34). Это значит, что подлинно свободен тот, кто идет путем
праведной жизни и ищет общения с Богом, источником абсолютной истины.
Напротив, злоупотребление свободой, выбор ложного, безнравственного
образа жизни в конце концов разрушает саму свободу выбора, так как
ведет волю к порабощению грехом. Только Бог, являясь источником
свободы, может поддерживать ее в человеке. Те, кто не желают
расставаться с грехом, отдают свою свободу дьяволу - противнику Бога,
отцу зла и несвободы. Признавая ценность свободы выбора,
Церковь утверждает, что таковая неизбежно исчезает, когда выбор
делается в пользу зла. Зло и свобода несовместимы.
В
человеческой истории выбор людей и обществ в пользу зла приводил к
потере свободы и огромным человеческим жертвам. И сегодня человечество
может стать на тот же путь, если такие безусловно порочные явления, как
аборт, самоубийство, разврат, извращения, разрушение семьи, культ
грубости и насилия, перестанут получать должную нравственную оценку и
будут оправдываться с опорой на искаженное понимание свободы человека.
Слабость института прав человека - в том, что он, защищая свободу выбора (αὐτεξουσίον), все менее и менее учитывает нравственное измерение жизни и свободу от греха (ἐλευθερία). Общественное устройство должно ориентироваться на обе свободы, гармонизируя их реализацию в публичной сфере. Нельзя
защищать одну свободу, забывая о другой. Свободное стояние в добре и
истине невозможно без свободы выбора. Равно и свободный выбор теряет
свою ценность и смысл, если обращается ко злу.