Молитвенные позы в Ветхом ЗаветеИ Господь явился Авраму и сказал ему:
Я Бог Всемогущий, ходи предо Мною и
будь непорочен... и пал Аврам на лице своё
(Быт 17:1,3).
В Ветхом Завете встречаются следующие варианты отношения
к положению тела во время молитвы:
не придавать вообще никакого значения положению тела;
молитва стоя;
коленопреклонённая молитва;
молитва в положении ниц;
молитва с простиранием (воздеванием) рук.
Случай молитвы сидя встречается всего один раз - в
известном эпизоде с войной против амаликитян, когда Моисей, стоя на
холме, молился о победе, и когда Моисей поднимал руки свои, одолевал
Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик. Но руки Моисеевы
отяжелели и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нём.
Аарон же и Ор поддерживали руки его (Исх 17:11-12). Но здесь это, как
видно из текста, является не более как вынужденной мерой для
ослабевшего пророка. В общем же, следует признать, что Ветхому Завету
не известна практика специально молитвы сидя. Пророк Иезекииль
говорит: сидел я в доме моем, и старейшины Иудейские сидели перед
лицем моим, и низошла на меня там рука Господа Бога (Иез.8:1).
Возможно, это подразумевает молитву в сидячем положении. В некоторых
местах также говорится о поклонах во время молитвы, но не совсем
понятно, имеются ли при этом в виду собственно поклоны, либо же
падения ниц. Некоторые тексты (в частности, Исх 34:8-9) указывают на
предпочтительность последнего варианта, в связи с чем мы не решились
выделять их в особую группу. Складывается впечатление, что древние
праотцы не придавали какого-либо особого значения позе во время
молитвословия. Так, лёжа на постели разговаривает с Богом Авраам во
время ночного откровения (Быт 15.1-3), стоя у колодца молится раб
Авраамов, поджидающий Рахиль (Быт 24:12-13), во время перехода молится
Иаков (Быт 32:9).
В этой связи очень важно, что первым, кто в Библии
обращает внимание на состояние человеческого тела во время молитвы,
является Сам Бог, когда Он при Купине говорит Моисею: сними обувь твою
с ног твоих (Исх 3:5). Этими словами тело включается в сакральную
жизнь; оказывается, что его положение и состояние имеет особое,
самостоятельное значение для духовной реальности. По Библии, состояние
тела вообще и его поза в частности, во время богообщения - откровение
ли это, или же рядовая молитва, - не просто знак или символ смирения,
покорности и т.п., но самозначное действие. Наиболее яркое
подтверждение тому - уже приводившийся выше текст о войне с
амаликитянами. Позднее именно в продолжении этой же линии внимания к
состоянию тела во время молитвы, Господь повелевает перед скинией
установить умывальник, чтобы священники омывались прежде чем
приступить к священнодействиям (Исх 40:30-31). Молитва стоя - это, если
можно так выразиться, стандартная молитвенная поза, предписанная
Ветхим Заветом: В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы
носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему
[и молиться] и благословлять именем Его, как это продолжается до сего
дня (Втор 10:8).
По-видимому, коленопреклонённая молитва выражала
большее молитвенное усердие, и складывается впечатление, что
первоначально являлась по большей части личной, произвольной формой
телоположения во время молитвословия. Даниил же, узнав, что подписан
такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против
Иерусалима, и он три раза в день преклонял колени, и молился своему
Богу, и славословил Его, как это делал он и прежде того (Дан 6:10).
Коленопреклонённая молитва встречается достаточно часто, но, что
интересно, она нигде не заповедана. Несмотря на это, она становится
столь распространённой, что уже к написанию книг Маккавеев существует
практика, когда на всеобщих молитвах преклоняет колена весь народ
(2Мак 13:12). Про молитву земного поклона - в положении ниц, можно
сказать, что она, как думается, призвана была выражать самоуничижение,
смирение молящегося перед молимым. И молился Давид Богу о младенце, и
постился Давид, и, уединившись провел ночь, лежа на земле (2Цар
12:16). И отворотился [Езекия] лицем своим к стене и молился Господу,
говоря... (4 Царств 20:2) Когда так молился Ездра и исповедывался,
плача и повергаясь пред домом Божиим, стеклось к нему весьма большое
собрание Израильтян, мужчин и женщин и детей, потому что и народ много
плакал (Езд 10:1). Помимо позы стоя, это единственная поза,
считавшаяся, по-видимому обязательной для каждого: И видел весь народ
столп облачный, стоявший у входы в скинию; и вставал весь народ и
поклонялся каждый у входа в шатёр свой (Исх 33:10). И весь народ падал
на лицо свое, и молились (1Мак 4:55).
Можно сказать также, что эта поза более характерна для
покаянных молитв. Благодарственные молитвы воссылаются стоя (1Пар
23:30; 3Мак 7:14).
Простирание рук более характерно для просительных молитв.
И вышел Моисей от фараона из города и простёр руки свои к Господу; и
прекратились гром и град (Исх 9:33). И стал Соломон пред жертвенником
Господним впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к
небу и сказал... ныне, Господи Боже Израилев, исполни рабу Твоему
Давиду, отцу моему, то, что говорил Ты ему (3 Царств 8:22,25).
Позднее, этот молитвенный жест также получает всеобщее
распространение: все же, простирая к небу руки, молились. Они умоляли
Вседержителя Бога вверенное сохранить в целости вверившим. (2Мак
3:20,22). Интересно, что по Библии формы положения тела во время
молитвы совпадают с молитвенными позами осуждаемых идолопоклонников: А
из остатков от того делает бога, идола своего, поклоняется ему,
повергается перед ним и молится ему, и говорит: "спаси меня, ибо ты
бог мой" (Ис 44:17). "Падать ниц, кланяться - везде знак проявления
уважения. Склониться перед другим - признать его величие, его
превосходство"[1]. Действительно можно сказать, что поклон означает
признание превосходства того, перед кем склоняются, коленопреклонение -
деятельное выражение смирения, воздевание рук - сугубое прошение и
исповедание собственной беспомощности. Однако только ли это символы?
Естественнее предположить, что само определение и закрепление поз тела
во время молитвы служит выражением той мысли, что молитва - это дело
не только ума или духа, но всего человека, дело, в котором посильно
должны участвовать и душа и тело.
[1] Малерб Мишель. Религии человечества.
М.-СПб., 1997. - С. 338. 28 / 07 / 2003
Юрий Максимов